Отдел управления персоналом

Аркадий Шушпанов: Книжный Дозор

Аркадий Шушпанов - Книжный Дозор обложка книги

Свет и Тьма — игрушки в его руках.
Способности — запредельны для Великих.
А еще он — беспомощный ребенок-аутист.
Не нужный никому, опасный для Инквизиции, преследуемый тварями Сумрака.
Единственная надежда — педагог Дмитрий Дреер и его невольные союзники. Твердо уверенные: высшая гармония мировых сил не стоит слезинки малыша.

  • Покупатели 7

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

«Книжный дозор» — уже третья книга Аркадия Шушпанова в рамках проекта «Дозоры», основанного на оригинальной фантастической вселенной Сергея Лукьяненко. Это продолжение истории довольно посредственного Светлого Иного (4 уровень), учителя литературы Дмитрия Леонидовича Дреера (предыдущие истории – «Школьный Надзор» и «Теневой дозор»).

Действие «Книжного дозора» по внутренней хронологии цикла происходит уже после событий «Шестого дозора» (и читать ее стоит после: раскрывается сюжет «Шестого.

«Книжный Дозор» — уже третья книга Аркадия Шушпанова в рамках проекта «Дозоры», основанного на оригинальной фантастической вселенной Сергея Лукьяненко. Это продолжение истории довольно посредственного Светлого Иного (4 уровень), учителя литературы Дмитрия Леонидовича Дреера (предыдущие истории – «Школьный Надзор» и «Теневой дозор»).

Действие «Книжного дозора» по внутренней хронологии цикла происходит уже после событий «Шестого дозора» (и читать ее стоит после: раскрывается сюжет «Шестого дозора» в виде небольшой информационной сводки) и одновременно через 10 лет после инцидента, связанного с учениками Дреера в специальном интернате для Иных. Это достаточно смелое авторское решение: Лукьяненко еще не предложил читателям официальной версии того, как именно изменился Сумрак (вполне возможен и вариант «никак») после таких «революционных» событий. Оно позволяет Шушпанову раскрутить центральную идею книги, связанную с ребенком-аутистом и его иными способностями (аура – неопределенная, потенциал – отсутствующий или неопределимый и огромные возможности, например, по принудительной смене цвета).
Есть и вторая сюжетная линия, связанная с похищением магических книг «группой неустановленных лиц, использующих для совершения преступлений детей». Косвенно она связана с темой принципиальной возможности существования «другой», не-иной магии. На самом же деле использование человеческих эмоций, связанных с прочитанными книгами, — скорее оригинальный способ получения вполне традиционной силы. Таким образом, «книжные маги» воспринимаются как обычные Иные, просто с нетрадиционным способом взаимодействия с Сумраком.
Формально обе линии не противоречат базовым принципам «дозорной» вселенной, но эпический размах противостояния с Сумраком, красочная битва в библиотеке, красивая теория креатур Сумрака, связанных с временами года и базовыми человеческими эмоциями – все выглядит слишком сложно и насыщенно. Огромный плюс фантастической вселенной Лукьяненко в том, насколько она реалистична – а в «книжном дозоре» история воспринимается именно книжным сюжетом (прямо как результат одного из «книжных» заклятий, которое изменяет отношение к реальным и вымышленным событиям на противоположное). Если автор целенаправленно добивался именно такого эффекта – хорошая задумка именно для книги о книгах.

«Книжный дозор» наполнен отсылками к литературе и книгам – это действительно интересная игра для читателя (найти все упоминания, явные и скрытые).

Еще один интересный момент, связанный со «Школьным Надзором»: ситуация с Анной, «джинном», иной, могущей выполнить любое желание, обязательно должна была отслеживаться — и отсутствие подобного внимания было одной из претензий. Здесь она косвенно опровергается: если вся ситуация с интернатом была экспериментом инквизиции, как считает Дреер, то одной из сторон этого эксперимента могло быть и использование уникальных способностей (тогда и изымание этих возможностей выглядит логичным результатом, реализацией изначально поставленной задачи).

Что касается недостатков книги, то стоит отметить неизбежно возникающие в межавторских проектах противоречия. Например, о принудительной смене цвета говорится «такого не делал никто» — но в книге Каплана «Масть» это проделывал Отшельник. Есть логические противоречия и в мелочах непосредственно в этой книге, например, ситуация с Надеждой Городецкой. В одном случае в диалоге мелькает фраза: «Надежда Городецкая. Ты в курсе, кто это. – В курсе, — согласился Дреер. – Самая великая Иная на Земле. Вроде бы еще школу не окончила». Тогда как ранее ему рассказывает другой персонаж: «… единственный в мире Абсолютный маг живет в Москве. Это Светлая девочка, ей сейчас лет пятнадцать». Оставляя в стороне вопрос о том, может ли кто-то из Иных не знать о ситуации с Надей, противоречия даже в банальном: Дрееру сказали примерный возраст, он позволяет точно предположить, в каком именно классе учится ребенок этого возраста.

Финал «Книжного дозора» позволяет предположить интересные последствия событий книги – так что вполне возможно продолжение истории. Скрыть

Спец цена на подборку деревянных пазлов.

эксперт
Мнение эксперта
Васильева Марина, старший консультант
Если у вас возникнут вопросы, задавайте их мне!
Задать вопрос эксперту
Скидка 25% на подборку книг издательства «ЭКСМО» для держателей Карты Любимого Покупателя.•

Скидка 20% по промокоду!

Оцените, пожалуйста, публикацию:
1 Звезд
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *